Спортивный класс: «за» и «против» , часть первая
Первый специализированный спортивный класс был открыт в Зельвенской школе в 1982 году по спортивным направлениям футбол – юноши, гандбол – девушки, в количестве 38 спортсменов-учащихся. В состав женской команды по гандболу входили: Куркина Жанна, Ган Елена, Санукевич Диана, Лабович Татьяна, Дегтярева Анна, Завалкевич Дина, Секевич Светлана, Познанская Жанна, Ерш Елена, Стецко Наталья, Богатырко Инна, Шейко Татьяна, Шестак Жанна, Гарбузова Жанна – тренер Жидок Михаил Владимирович.
- Помню, как открывали спортивный класс, - вспоминает Михаил Владимирович.- Предложили попробовать открыть спортивный класс, рассказали его функции. И началась работа по агитации. Для зачисления в спортивный класс необходимо было пройти отбор и получить медицинский доступ к занятиям в спортивной школе. Но набор проходит по определенным критериям. По окончанию начальных классов у меня была «звездная команда», девочки подобраны по физическим качествам, «хорошистки». По своему возрасту ребенок должен переходить в пятый класс общеобразовательной школы. Девочки без проблем захотели, а вот с родителями были проблемы. Но через уговоры, рассказав о распорядке и режиме дня, а он был: учеба, завтрак, обед, группа продленного дня, где выполнялось домашнее задание, учебно-тренировочное занятие и все уходили домой. Учебно-тренировочный процесс проходил 6 раз в неделю по 3 часа. Питание было бесплатное, спортсмены полностью были оснащены спортивной формой и обувью. Следует отметить, что все предметы, предусмотренные образовательным стандартом, входят в учебный план спортивных классов в полном объеме. Основная цель сделать расписание, график и режим дня для ребенка настолько оптимальными, чтобы у него сочетались занятия спортом и учебный процесс. И чтобы это дополняло, а не мешало друг другу: ни спорт учебе, ни учеба спорту. Все должно быть сбалансированно. Основной принцип заключается в том, что дети проходят общеобразовательную программу. В спортивном классе вижу одни положительные стороны: спорт дает возможность разрядиться, снять эмоции негативные и положительные. Известный фактор по поводу выброса адреналина – это выступления на соревнованиях. Сначала это мандраж, переживания. Кроме того, нужно уметь себя настроить на старт, справиться со стрессом. Даже если ты не пойдешь в профессиональный спорт, тебе это пригодится в жизни. В твоей работе. В профессиональной карьере. Стрессоустойчивость – важна. Старт прошел, и когда спортсмен видит свой результат, понимает, что он его улучшил, или, что выиграл поединок – вот это адреналин! Команда всегда вместе и это сближает, что очень важно. 95 % поступило в высшие учебные заведения, из которых 5 выпускников класса поступило в Ровенский государственный гуманитарный университет (Украина). Куркина Жанна, Ган Елена и Завалкевич Дина являлись членами сборной команды области. Команда неоднократно становилась призёрами Гродненской области, призёрами Республиканской спартакиады, бронзовыми призерами Гродненской области и республиканской спартакиады и др.
В состав мужской команды по футболу входили: Юйко Виктор, Сулиценко Валентин, Климуть Евгений, Грель Анатолий, Роговский Андрей, Маркушевский Валерий, Адамович Сергей, Каберник Сергей, Рудой Юрий, Харитонов Сергей, Юргель Михаил, Латош Сергей, Пузач Игорь, Казак Александр, Грещик Виталий, Табашников Николай, Ставенко Роман, Конюшевский Игорь, Верстак Вячеслав – тренер Путреша Станислав Владиславович.
- Соглашусь с Михаилом Владимировичем, - говорит Путреша С.В., - Минусов не вижу в существовании спортивных классов. Бесплатное питание, обеспечение спортивной экипировкой, проводились учебно-тренировочные сборы, спортивно-оздоровительные лагеря, как с дневным, так и с круглосуточным пребыванием, походы. Проблем с учебой не было. Надо сказать спасибо первому классному руководителю спортивного класса Давидене Ирине Викентьевне, а также Литвинчик Ларисе Александровне, которые по учебным дисциплинам не было равных. Дисциплина в классе, культура, уважение друг к другу и другие хорошие качества прививает спортивный класс. Родителям спасибо, что поверили и правильно расставили приоритеты, где есть осознание важности учебы, то проблем, как правило, не бывает. Правильная организация распорядка дня позволяет полностью выполнить все уроки, совмещая заниматься спортом. Высокий процент из класса поступили в высшее учебное заведение, ведь на то время это было престижно. Юйко Виктор, Сулиценко Валентин, Климуть Евгений, Грель Анатолий, Грещик Виталий входили в состав сборной команды БССР. Команда неоднократно становилась победителем и призёрам областных и всесоюзных первенств, чемпионами и призерами областных и республиканских соревнований.
В Зельвенском районе немало школ, где юные спортсмены обучались в специализированных классах.
В 2017/2018 учебном году в нашей школе на базе СШ №2 г.п.Зельва открывается класс спортивной направленности по футболу – 8 класс. Уже в класс были зачислены 17 спортсменов-учащихся, из них 7 девочек. Открывается специализированный спортивный класс по легкой атлетике на базе Голынковской СШ в количестве 11 спортсменов-учащихся и на базе Деречинского д/с-СШ в количестве 11 спортсменов-учащихся с нагрузкой 12 часов в неделю. Учебно-тренировочный процесс проходил 4 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводились как в течение учебного расписания, так и после уроков.
В следующей части статьи «Спортивный класс: «за» и «против»» Вы узнаете: А что такое специализированный спортивный класс? С какой целью он создается? Каковы условия обучения в таком классе? Как проходит зачисление в спортивный класс?