РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации антикоррупционной деятельности
в т.ч. комиссий по противодействию коррупции
Проведение антикоррупционных мероприятий в той или иной степени является обязанностью всех государственных органов и организаций независимо от формы собственности. Противодействие коррупции заключается в предупреждении, выявлении, пресечении коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, и устранении их последствий.
Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон) разделил государственные органы и иные организации на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией (это органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности);
2) другие государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией.
Данные рекомендации предлагаются для организации антикоррупционной деятельности в иных государственных органах, участвующие в борьбе с коррупцией, к числу которых относятся органы исполнительной власти и созданные в них комиссии.
Перечень антикоррупционных мероприятий для каждого региона (организации, структурного подразделения и т.п.) является индивидуальным. Он зависит от целей и задач, особенностей организационно-кадровой структуры, специфики государственно-властных полномочий, вида финансово-хозяйственной и иной деятельности.
Основные меры борьбы с коррупцией определил Закон, а меры по предупреждению коррупции - и Закон "Об основах деятельности по профилактике правонарушений".
Антикоррупционная деятельность должна ориентироваться прежде всего на борьбу с внутренними недостатками.
Особые требования при этом предъявляются к руководителям организаций. В частности, руководитель обязан:
- принимать установленные Законом и иными актами законодательства меры по борьбе с коррупцией;
- привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также лиц, нарушивших письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений;
- информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о совершении подчиненными работниками правонарушений, связанных с коррупцией.
Невыполнение этих обязанностей влечет дисциплинарную и иную ответственность (ст. 43 Закона).
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет №5) относит к грубому нарушению трудовых обязанностей руководителем организации:
- сокрытие (подмену) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий;
- иные противоправные действия (бездействие), установленные законодательными актами.
Такие действия влекут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с занимаемой должности. Кроме того, Декрет № 5 позволяет расторгнуть с руководителем организации трудовой договор (контракт) до истечения срока его действия за:
1) сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей, в том числе правонарушений, связанных с коррупцией;
2) непривлечение без уважительных причин работников к ответственности за эти нарушения.
В этой связи комиссии по противодействию коррупции должны в первую очередь работать с руководителями организаций, спрашивать, как они выполняют обязанности по предупреждению и пресечению коррупции.
Профилактика правонарушений выступает в качестве важнейшего элемента работы комиссий. В целях борьбы с коррупцией в каждой комиссии необходимо в первую очередь:
- обеспечить планирование и координацию антикоррупционной деятельности;
- распределить обязанности между членами комиссии (выявление и устранение коррупционных рисков, принятие решений в сфере управления конфликтом интересов, антикоррупционное образование и воспитание и т.д.) и контролировать их выполнение.
Планирование антикоррупционной деятельности комиссии возможно путем разработки и утверждения плана мероприятий, антикоррупционной программы и иного подобного документа (далее – План).
Планирование антикоррупционных мероприятий необходимо и в тех организациях, где создание комиссий по противодействию коррупции в соответствии с требованиями законодательства необязательно.
В План необходимо включать мероприятия, которые позволят обеспечить системную и целенаправленную работу по борьбе с коррупцией. При этом основной акцент необходимо делать на мероприятиях:
- по предупреждению коррупции, в том числе устранению ранее выявленных коррупционных рисков;
- устранению новых коррупционных рисков;
- формированию у работников устойчивого антикоррупционного сознания и неприятия коррупции.
Разработке Плана должна предшествовать глубокая аналитическая работа с привлечением широкого круга специалистов. Ее цель - определить коррупционно опасные сферы деятельности, выявить в этих сферах коррупционные риски и внести предложения по их устранению.
Коррупционно опасными сферами деятельности являются осуществление административных процедур; принятие решений в сфере управления госимуществом; выполнение функций контроля и надзора; проведение процедур закупок товаров, работ и услуг; сдача в аренду недвижимого и движимого имущества; контроль дебиторской задолженности; ведение претензионно-исковой работы и т.д.
По каждому запланированному мероприятию следует определить конкретных исполнителей и сроки. Обязательной составляющей Плана должна стать система контроля за реализацией мероприятий и обобщения результатов.
Наиболее целесообразно, если План будет утверждать руководитель организации. Это в полной мере соответствует требованиям ч. 1 ст. 43 Закона.
Координация деятельности по борьбе с коррупцией предполагает необходимость установить взаимосвязь между ее участниками и согласовывать их действия.
В целях координации деятельности по борьбе с коррупцией в организациях могут:
- создаваться постоянно действующие коллегиальные координирующие структуры;
- назначаться должностные лица, выполняющие координирующие функции;
- проводиться специальные совещания с привлечением участников антикоррупционной деятельности.
Организации, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, п. 1 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 №1732, обязаны создать такие комиссии.
Иные организации вправе создать подобные комиссии, но могут этого и не делать, что не освобождает их руководителей от выполнения обязанностей по принятию мер борьбы с коррупцией.
Организации, создавшие коллегиальные координирующие структуры (в том числе комиссии) по вопросам противодействия коррупции, могут применять дополнительные методы. Например, назначить контактное лицо (уполномоченного), выполняющее отдельные координирующие функции в период между заседаниями комиссий.
При выполнении возложенных Типовым положением задач, помимо прочих вопросов, комиссии по противодействию коррупции вправе изучить:
- как соблюдаются ограничения, установленные законодательством о борьбе с коррупцией;
- сообщается ли непосредственному руководителю о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов;
- выявляются ли коррупционные риски в порученной сфере деятельности, вносятся ли предложения об их устранении;
- контролируются ли в пределах полномочий вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства подчиненными;
- проводится ли антикоррупционная воспитательная работа с подчиненными.
Коррупционные риски нередко возникают из-за отсутствия в организации локального нормативного правового регулирования коррупционно опасных видов деятельности. Косвенной причиной может стать недостаточность либо несовершенство такого регулирования.
В локальных нормативных правовых актах (далее – ЛНПА) следует закрепить нормы, которые обязывают кадровую службу и службу безопасности, членов комиссий и иных лиц, координирующих антикоррупционную деятельность, осуществляющих внутрихозяйственный контроль и служебные разбирательства, определять причины и условия нарушения антикоррупционного законодательства.
К оценке коррупционных рисков стоит привлекать:
- юридическую службу;
- работников и коллегиальные структуры, которые координируют антикоррупционную деятельность;
- лиц, осуществляющих коррупционно опасные виды деятельности;
- лиц, контролирующих коррупционно опасные виды деятельности.
Типичный коррупционный риск - чрезмерная свобода личного усмотрения должностного лица организации при принятии юридически значимых решений.
Еще одна причина коррупционного риска - когда в ЛНПА используется противоречивая терминология или терминология, которая не имеет официального толкования.
Специального локального нормативного правового регулирования требует система управления конфликтом интересов. При этом разумно определить примерный перечень ситуаций конфликта интересов, порядок его выявления, информирования о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Целесообразно также регламентировать процедуру принятия решений о предотвращении конфликта интересов и его урегулирования.
Немаловажный вопрос - усиление антикоррупционной составляющей кадровой работы.
В каждой организации целесообразно утвердить перечни должностей государственных должностных и (или) приравненных к ним лиц;
Особого внимания требует подбор кадров на должности государственных должностных и приравненных к ним лиц. Данную процедуру необходимо контролировать таким образом, чтобы воспрепятствовать необоснованному протекционизму, трудоустройству лиц некомпетентных или не обладающих необходимыми деловыми и нравственными качествами.
Значительным антикоррупционным эффектом обладают:
- закрепление в ЛНПА критериев, которым должны отвечать кандидаты на должности;
- конкурсные процедуры отбора кадров;
- формирование и использование кадровых резервов с обязательным письменным обоснованием назначения на вакантную должность лица, не входящего в резерв;
- антикоррупционная подготовка кандидатов на должности;
- проведение квалификационных экзаменов до принятия на должность.
При аттестации должностных лиц следует проверять знание основ антикоррупционного законодательства, в том числе антикоррупционных ограничений. При принятии кадровых решений должна даваться оценка эффективности принятых лицом мер по соблюдению антикоррупционного законодательства и предупреждению коррупции.
Антикоррупционная образовательная и воспитательная работа при содействии комиссии также должна проводиться на постоянной основе. Причем к ней стоит привлекать не только собственных, но и сторонних специалистов в области противодействия коррупции. Можно, например:
- самостоятельно разработать и вручить под подпись государственным должностным и приравненным к ним лицам (кандидатам на такие должности) памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства и об основных требованиях к порядку управления конфликтом интересов с примерным перечнем ситуаций конфликта интересов;
- направлять государственных должностных и приравненных к ним лиц (кандидатов на соответствующие должности) на обучающие курсы дополнительного образования или курсы повышения квалификации, в программы которых входят вопросы антикоррупционного законодательства;
- приглашать непосредственно в организацию специалистов правоохранительных и контролирующих органов, научных организаций, других специалистов в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом;
- обязать конкретных работников (председатель комиссии по противодействию коррупции, контактное лицо (уполномоченный) по вопросам противодействия коррупции, руководитель кадровой службы и службы безопасности) давать консультации по вопросам применения антикоррупционного законодательства;
- обязать всех руководящих должностных лиц проводить среди подчиненных антикоррупционную воспитательную работу, чтобы сформировать у работников устойчивое антикоррупционное сознание.
Использование данных рекомендаций послужит совершенствованию антикоррупционной деятельности, в т.ч. комиссий по противодействию коррупции, созданных в органах исполнительной власти.
Прокуратура Гродненской области